Где в РФ зафиксирована самая высокая средняя выплата по ОСАГО и чем это грозит? Рассказываем

В некоторых регионах России выплата по ОСАГО превышает среднее значение по стране
почти в два раза. В то же время общей суммы собранных страховых премий не хватает
на покрытие суммы страховых выплат, что делает работу страховщиков убыточной.
Разбираемся, как в этих регионах можно не ущемлять бизнес-интересы страховых
компаний, и при этом предоставлять достойную услугу для простых
автомобилистов.

Где в РФ зафиксирована самая высокая средняя выплата по ОСАГО и чем это грозит? Рассказываем

Дефицит автозапчастей и их подорожание неизбежно приводят к увеличению средней
страховой выплаты по ОСАГО. По рыночной логике страховщики должны повысить
стоимость своих услуг, чтобы не работать себе в убыток. Однако текущая система
сдерживающих механизмов таких как, например, конкуренция между страховыми
компаниями за низкоаварийных водителей, перестраховочный пул и корректировка
границ базовых тарифов сдерживают рост страховых премий.

Только за период с 01.07.2021 по 30.06.2022 годы средняя сумма выплат по ОСАГО
составила 70,4 тыс. рублей, что на 3,4% больше показателя за прошлый период.
В 35 из 85 регионов России эта сумма превысила общероссийский показатель.
Из них сразу в 15 регионах выплаты выросли на целых 24,5%.

Из этих регионов можно выделить 5, где заметен наиболее существенный рост.
Это Республика Ингушетия (129,4 тыс. руб.), Республика Северная Осетия – Алания
(124,8 тыс. руб.), Чеченская Республика (102,3 тыс. руб.), Карачаево-Черкесская
Республика (101,3 тыс. руб.) и Республика Тыва (92,6 тыс. руб.). Замыкает список
Забайкальский край (80 тыс. руб.).

По темпам роста средней выплаты по ОСАГО в топ-5 из этих 15 регионов вошли
Республика Бурятия (15%), Иркутская область (9,3%), Забайкальский край (8%),
Новосибирская область (7,8%) и Кабардино-Балкарская Республика (4,5%). Однако
в ряде республик изменение средней выплаты по ОСАГО оказалось отрицательным:
Республике Северная Осетия–Алания (-16,5%,), Амурской области (-14,9%),
Республике Адыгея (-12%) и Республике Ингушетия (-2,7%).

Для сравнения, по данным РСА, за первые две недели после расширения тарифного
коридора 13 сентября 2022 года, в самых больших регионах по количеству проживающих
в них автовладельцев средняя премия по ОСАГО выросла лишь на 9-15%: в Москве – на 9%
(с 11 012 до 12 054 рублей), в Московской области – на 15% (с 8 868 до 10 247 рублей),
в Санкт-Петербурге – на 14% (с 9 213 до 10 462 рублей), в Краснодарском крае – на 10%
(с 6 714 до 7 407 рублей), в Республике Башкортостан – также на 10% (с 6 194 до
6 843 рублей).

Согласно обновленным справочникам средней стоимости автозапчастей от 19 октября
по рост цен на комплектующие составляет 30% по сравнению с версиями справочников,
действовавших до ухода с рынка иностранных производителей. Это привело к тому, что
в ряде регионов страховые выплаты значительно превышают сумму страховых премий.

Также в этих регионах ситуация усугубляется высокой активностью страховых
мошенников и рядом других негативных факторов.

Для того, чтобы страховым компаниям в сегменте ОСАГО не приходилось работать
себе в убыток, и они могли предлагать заслуженно выгодные цены на обязательную
«автогражданку» низкоаварийным автовладельцам даже из проблемных регионов, эксперты
и представители страхового рынка предлагают ряд антикризисных мер. В частности, речь
идет об увеличении сроков ремонта для страховых компаний при натуральном возмещении,
а также возможности использования б/у запчастей при ремонте.

Пётр Шкуматов, руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов», объясняет:

«В текущей ситуации страховым компаниям затруднительно производить компенсацию
в натуральной форме по двум простым причинам. Во-первых, очевидно, разразившийся
кризис на рынке автозапчастей негативно влияет на доступность и стоимость множества
комплектующих. Во-вторых, произвести ремонт в установленный законом об ОСАГО срок в
30 календарных дней сейчас не представляется возможным как раз-таки из-за кризиса и
задержек по поставкам, которые могут иногда превышать этот тридцатидневный лимит.
Очевидно, что необходимо вносить поправки с опорой на нынешние реалии, что
значительно повысит популярность натуральной формы возмещения и,
следовательно, сдержит рост выплат и стоимость полисов ОСАГО».

Экстраблог