Добиваются справедливости: добровольцы из Петербурга пытаются получить статус ветерана за участие в СВО

Жители Петербурга столкнулись с бюрократическим вакуумом при попытке получить статус «ветеран боевых действий» за участие в специальной военной операции России на Украине. Ряд добровольцев Боевого армейского резерва страны (БАРС) обратились в редакцию «Фонтанки» в надежде добиться справедливости.

Одним из обманутых бойцов стал Александр Осьмаков с позывным Иваныч. В феврале прошло года он добровольно пришел в военкомат Адмиралтейского и Кировского районов, чтобы встать на защиту Родины. Вначале ему отказали, поскольку не проходит по возрастным ограничениям. В конце апреля эту планку повысили и ему удалось попасть в списки.

Во время беседы Иванычу рассказали о привилегиях БАРСа — доставка до места службы, обеспечение всем необходимым снаряжением и обмундированием, а также пообещали вторую линию фронта, льготы и выплаты, медицину и прочую социальную поддержку по окончанию контакта.

На деле получилось не все так радужно. Перед отправкой ему позвонили и заявили, что экипировки не будет и придется самому купить билет на поезд. В пункте сбора встретили и привезли в военную часть, где предоставили на подпись контакт в одном экземпляре, который сразу же забрали. Осьмаков прошел две недели подготовки и отправился на передовую — в Запорожскую область.

По завершению контракта его с отрядом БАРС-3 вывели из зоны боевых действий и отвезли в военную часть. На КПП выдали документы и сказали добираться домой на своих двоих. Иванычу повезло в отличие от сослуживцев. Он добрался до родственников в Ростов-на-Дону, откуда взял билет на поезд до Петербурга.

Уже наслышанный о «везении» бойцов из БАРС-1 и -2 Осьмаков собрал все необходимые документы заранее и пошел в военкомат для оформления удостоверения «ветеран боевых действий». Сотрудники комиссариата изучили выписки и заявили: «Не подходит». Они сделали запрос в военную часть, к которой он был приписан, и ответ ошарашил всех. Иваныч и его сослуживцы, включая раненных, числились, как «пятисотые» — беглецы.
Обращение в военную прокуратуру помогло, пришел новые ответ, где указали — участие в специальной военной операции принимали.

Согласно законодательной базе государства, все участники СВО, включая добровольцев, имеют право на получение статуса «ветеран боевых действий» и положенные им льготы. По крайне мере это прописано в поправках к Федеральному закону «Об обороне» и постановлении от 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах». Несмотря на это, «барсы» не смогли получить положенные им выплаты и медицинское обслуживание.

«Мы были на приеме у зама главного военкома города. Он прямо сказал: «Ребята, вас нет. Вас не существует. У нас нет алгоритма правоприменения этих законов, постановлений и поправок. Нам никто их не спустил. Поэтому мы не знаем, что с вами делать. И вас становится все больше, больше и больше»», — рассказал Александр.

В редакцию «Фонтанки» также обратился сослуживец Иваныча — Евгений Волков (позывной Жека). Его с осколками вернули домой, где врачи из госпиталя Минобороны РФ отказываются его лечить, поскольку «нет контракта с МО». Гражданские хирурги то же не могут провести операцию через ДМС или ОМС из-за характера боевого ранения.

«Мне вот шкурку, допустим, не попортили. Целенький пришел. Ну относительно — зрение падает, слух падает. Но у нас ребята в госпиталях находятся. Жека покалеченный. И никто ничего не делает, ни одно учреждение, которое относится к Минобороны, с нами ничего не может сделать», — подчеркнул Осьмаков.

Последняя надежда добровольцев на получение социальных льгот и гарантий заключается в послании президента РФ Владимира Путина к Федеральному собранию, которое прошло 21 февраля.

Глава государства заявил, что бойцам Донецких и Луганских корпусов, добровольцам, патриотам, которые сражаются в рядах боевого армейского резерва БАРС, должны быть «в зоне постоянного внимание внимания» и «на их нужны нужно откликаться сразу, без волокиты».

Экстраблог