Газ для «слабаков»»: «Пассажиравтотранс» продолжает закупаться дешевыми дизельными, не желая связываться со сжиженным газом

Газ для «слабаков»»: «Пассажиравтотранс» продолжает закупаться дешевыми дизельными, не желая связываться со сжиженным газом

Смольный продолжает экономить на петербургских автобусах, делая вид, что запущенная 1 апреля транспортная реформа - это проблема исключительно для коммерческих перевозчиков.

По факту именно бизнес будет оплачивать все «хотелки» губернатора Беглова еще долгие годы, даже если завтра внезапно поменяется градоначальник.

Закупка дизельных автобусов для «Пассажиравтотранса» подается как достижение администрации Петербурга в целом и губернатора Александра Беглова в частности. В пресс-службе Смольного сообщили о том, что благодаря удачно заключенному контракту городской автотранспортное предприятие закупит аж на 13 автобусов больше, чем запланировано – 63 вместо 50 за 1,7 млрд рублей. Как отмечает «Деловой Петербург», скорее всего речь идет либо о российских ЛиАЗах или Volgabus, либо о белорусских МАЗах. Таким образом «Пассажиравтотранс» будет постепенно заменять подвижной состав экологического класса «Евро-5».

Помимо дизельных автобусов «Пассажиравтотранс» постепенно закупает и работающие на газу автобусы. Только газ этот компримированный, а не сжиженный, на который обязывают перейти все остальные предприятия под предлогом того, что он вроде как экологичнее и дешевле. На самом же деле автобусы, работающие на сжиженном газу намного дороже и, как показывает практика использования их в Петербурге, слишком часто самовозгораются. Настолько часто, что об этому уже даже успел высказаться президент Белоруссии (то есть страны-производителя автобусов) Александр Лукашенко.

Фактически все вышеперечисленное означает, что для городского предприятия «Пассажиравтотранса» никакой транспортной реформы или, как ее называют чиновники «Новой модели транспортного обслуживания» (НМТО) не существует – она касается лишь коммерсантов. Причем об этом даже в пресс-службе самого предприятия говорят довольно прямо:

«Закупка подвижного состава на природном газе являлась одним из условий новой модели транспортного обслуживания для коммерческих перевозчиков. “Пассажиравтотранс” ежегодно закупает автобусы как на классическом дизельном топливе, так и на альтернативном по утверждённому плану», - цитирует представителей «ПАТ» «Деловой Петербург».

В данном случае Смольный попросту закрывает глаза и на экологию и на комфорт пассажиров и на якобы дорогостоящее топливо – дизель и КПГ. Все эти блага навязывают исключительно предпринимателям, которые продолжают перевозить пассажиров по новым, утвержденным Александром Бегловым правилам.

При этом подвижной состав коммерческие перевозчики закупают самостоятельно, а также обслуживают его также за свой счет. Автобус на СПГ стоит дороже дизельного в среднем на 40%, при этом государственными субсидиями перекрываются только 20% от этой цены. Мало того, в 2022 году Минпромторг опубликовал проект документа, по которому предлагается существенно уменьшить государственные субсидии для производителей техники, а позднее бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Максим Соколов сообщал о том, что в Минфине принимают решение об отмене субсидий и на закупку СПГ-автобусов в регионах. А именно на этой программе субсидий и была простроена вся финансовая модель так называемой НМТО.

Помимо самих автобусов, как уже сказано выше, их надо обслуживать и где-то заправлять. Во многочисленных отчетах Смольного рассказывается о том, что в Петербурге достаточно заправочных станций для техники, работающей на газомоторном топливе, однако почти нигде не уточняется, что АЗС эти для автобусов, работающих на компримированном газе, а не сжиженном. Автобусы на КПГ есть у «Пассажиравтотранса», но нет у коммерческих перевозчиков, которые обслуживают абсолютное большинство городских маршрутов. Кроме того, гаражи перевозчикам под технику на СПГ пришлось переоборудовать – как сообщили нам знающие люди, из старого оборудования остались только мойки для автобусов.

Не последнее место занимает и так называемая «дешевизна топлива». Как сообщали «Петербург Ньюз», на одном баке среднестатистический петербургский автобус не сможет проработать и одной смены – ему нужно будет где-то дозаправляться – то есть расход бака больше, чем дизельного топлива. 1 бак – 300-350 литров сжиженного газа, один литр сегодня стоит 34 рубля, а до конца года может подняться и до всех 40. При этом чиновники, рассчитывая компенсацию для перевозчиков и сам тариф исходят из стоимости топлива на момент подписания контрактов – 28 рублей за 1 литр.

Получается, что если такими темпами будут расти издержки коммерческих перевозчиков, то уже завтра они смогут оказаться на грани банкротства, что означает возврат автобусов лизинговым компаниям и уход с улиц Санкт-Петербурга. Просто программа НМТО, по которой все коммерческие перевозчики начали работать с 1 апреля 2022 года рассчитана на долгие годы, бизнес-модель также построена с учетом окружающих реалий и цен, а окружающая реальность меняется довольно стремительно.

К слову, и у действующего губернатора Александра Беглова полномочия истекают уже в 2024 году и если его не перевыберут, а у нового градоначальника окажется «новый взгляд на новую модель», рухнуть может все в один момент. В такой форс-мажорной ситуации в городе останется только один «Пассажиравтотранс», который сегодня перевозит лишь треть всех пассажиров Петербурга.

Источник фото: Автор - агентство-партнер - www.globallookpress.com